Строители церквей в романском стиле придавали большое значение оформлению входа в здание. По моде того времени предпочтение отдавалось круглой арочной форме, которую еще более выделял массивный резной орнамент. Центральный тимпан арки часто украшали барельефом на библейские темы. Косяки прямоугольных дверей, скошенные внутрь, также покрывались орнаментом. Внутреннее разделение храма на главный неф и боковые приделы подчеркивалось дополнительными входами. Центральная дверь предназначалась для торжественных случаев, а боковые — для обычных церемоний. Рассмотреть или заказать идеальные примеры применения декоративных элементов фасада вы можете на сайте компании, но перед этим рекомендуем прочесть далее…
Дверь в нише
Скромность фасада церкви Святого Павла в Барселоне (XI в.) делает заметным богато декорированную дверь. Утолщенное пространство позволило расположить дверь в своего рода нише; над дверью — тимпан с резным барельефом.
Выступающий дверной проем
Дверной проем церкви Святого Трофима в Арле, Франция (конец XI в.), отличается выступающим обрамлением, которое выполняет роль неглубокого портика (вероятно, за образец был взят классический римский портик); вверху имеется фронтон. Арку поддерживает скульптурный фриз, лежащий на невысоких колоннах.
Скульптурный проем
Каждая часть западных дверей кафедрального собора в Сантьяго-де-Компостела украшена скульптурами, включая центральный тимпан, изображающий Христа во Славе и опирающийся на столбы. Дверные косяки также оформлены скульптурными колоннами.
Ордер
Термин «ордер» в данном случае касается арочных профилей, опирающихся на колонны. Подобное оформление характерно Для романского и готического стилей. Дверь одного из домов в Хайльсбронне, близ Нюрнберга, насчитывает четыре ордера.
Тимпан
Тимпан арки над дверным проемом английской церкви начала XII века украшен горельефом с изображением Христа и ангелов по бокам. Барельефы на косяках менее различимы; возможно, они изображают Адама и Еву с одной стороны и охотничью сцену — с другой.